вторник, 16 октября 2018 г.

Старый лаечник борозды не портит.

В конце сентября 2018 года, т.е. 29 и 30 числа в Ревдинскои городском обществе охотников провели два кинологических мероприятия – выводку лаек и полевые испытания по пушному зверьку (белке). Любые кинологические мероприятия проводимые в последние годы в Ревде привлекают внимание лаечьей общественности. На выводке и испытаниях участвовали и мы – лаечники г.Екатеринбурга. Поделюсь своими впечатлениями.
Дождь от начала до конца мероприятий шел постоянно. Особенно в первый день, когда проводилась выводка. Участников было довольно много сравнительно выводок  прошлых лет. Проводилась выводка за городом, близ поселка Гусевка. Здесь облюбованное место для мероприятий подобного рода, но отсутствие построек и укрытий, усиливало минорное настроение. Я выставлял 3-х летнюю западносибирскую лайку. В ринге была еще одна сука, также молодая, примерно одного возраста, что и моя.  На прошлых выставках моя сука всегда выигрывала любые ринги. Поэтому я выставлял ее как бы в поддержку проводимого мероприятия. Возможно, присутствовал и элемент тщеславия. Слаб человек. Еще я размечтался, что эксперт обратит внимание на выучку моей лайки, отметит, как она уверенно ведет себя при владельце, как хорошо показывает зубы, в какой прекрасной физической кондиции выставлена и т.д. Но, погода была скверная, эксперт тоже человек – он, видимо, торопился. Как я встал с собакой вторым, так и остался на этом месте. Владелец первой собаки, хороший мой знакомый, сказал – «не печалься старый, ты же вторым прошел на отлично». Я его поправил – не вторым, а последним. Дождь продолжал разгонять людей по машинам и все вскоре разъехались. На завтра предстояли испытания. Поддерживать мероприятия желание мое поуменьшилось. Но на испытания на следующий день я вновь поехал.








Прибыли на традиционное место проведения. Само место удачное, но с каждым годом его больше и больше отвоевывают спортсмены и физкультурники Ревды. На этот раз дождливая погода сыграла на руку лаечникам. Спортсменов не было, а лаечников на мое удивление приехало много, возможно 10-15 человек. Общими усилиями разожгли костер. Экспертов, оказалось, прибыло тоже довольно много -  на две полные комиссии достаточно и даже можно было третью составить. Но вопрос был не в этом. Дождик продолжал поливать водой сосны, нас и лаек. Едва ли кто сомневался, что белка не покинет свои убежища и начнет жировать на мокрой сосне или ели. Но, не теряя времени, две комиссии разошлись на пробную работу. Вернулись через час или более с нулевым результатом. Но народ собрался терпеливый, следующий заход принес  результат. Русско-европейская лайка нашла 3 белки. Ее работу расценили на диплом 2-ой степени. Следующие напуски некоторые лайки находили по одной белке, и это говорит о том, что случайных лаек здесь нет. Они работали по белке, но погодные условия мешали им проявить себя в полную силу. Приближался вечер, почти все собаки побывали на испытаниях. Я не хотел выставлять свою собаку, но товарищи попросили меня напустить свою лайку и обещали терпеливо подождать. Боги, видимо, смилостивились надо мной, наверное, хватило вчерашнего последнего места в ринге. Показалось, что дождь немного поутих. Иня резво пошла в поиск и методично, раз за разом нашла 4 белки. Белок указывала точно, высматривать не приходилось, а еще председатель комиссии оказался исключительно зорким человеком. Мы не успевали подойти к дереву, как он говорил «я ее вижу». Итог - диплом I степени при 80 баллах.













Пожилым людям свойственно долго рассказывать, о чем либо, и чаще о своих недугах и болезнях. Я долго рассказываю о своей собаке. Прошу читателей меня извинить. И не обвиняйте меня, пожалуйста, в рекламе моей собаки. Мне это не нужно. У меня не питомник и я не делаю бизнес на одной собаке. Я люблю лайку, люблю лес. Быть в обществе увлеченных людей, себе подобных, для меня радость.
Сейчас настали смутные времена для лаек, лайководства. Плохо закрытие испытательных станций, еще хуже отсутствие спроса на меха. Удар за ударом испытывает наша уникальная отечественная порода. В 20-30-е годы прошлого века наша страна, тогда СССР, строила свою экономику, в том числе и на экспорте пушнины, в добычи которой огромную роль играла лайка. Кроме этого она была единственным компаньоном промысловика. Сейчас государственные промысловые хозяйства распались или распадаются, огромного количества лаек уже нет. Лайки сконцентрировались в основном в городах. Я ратую за сохранение лайки в чистоте – лайки с выраженной охотничьей страстью к работе по пушным зверькам. Это уникальное качество  накапливалось в генах лайки веками. В этом уникальном качестве ей нет ровни. Но потерять его легко. Однако колесо истории крутится и всему свойственно повторяться. Морозные зимы могут вернуться. Кто знает, возможно, искусственные материалы, заменившие меховые шапки, шубы, варежки, вызывают различные заболевания. Не исключено, что пройдет время и вновь вернется мода на меха, а если не мода, то необходимость.
Теперь позвольте мне поделиться своим опытом по натаске лайки. На самом деле это не трудно. Родилась моя собака в октябре 2015 года. У охотников считается, что в такое время брать щенка не самое удачное решение. Лучше весной – щенок растет на солнце и к зиме окрепнет. Но, как получилось, так получилось. Росла она свободно – на дворе. Это хорошо. Еще лучше, если щенок растет в паре с другими щенками или хотя бы с взрослой собакой. Но я опять увлекся. Маразм возрастной. Если кого интересует вопрос выращивания щенка, добро пожаловать, отвечу на все вопросы. Самое главное, с щенком надо общаться, как можно больше. Здесь слово «много» не приемлемо. Моя лайка росла через дверь в чуланке. Зимой приучил к ошейнику. Для развития играли, во дворе висела мешковина – перетягивали. К весне ходила на поводке, приучил к машине, где знала свое место (заднее сиденье). Начал брать на лесные прогулки. Проживая в своем доме за городом, уезжали за 8 км., подальше от скоростных дорог. Оставлял машину и делал 2-3-х часовые маршруты по 4-5 км. За лето лайка научилась догонять меня по следу. Ближе к осени стала удаляться иногда на значительные расстояния, но всегда меня находила. Один только раз вышла к машине, бросив меня в лесу. Белка на участке была, судя по зимней поеди, и я терпеливо ждал встречи с ней. Надо было, чтобы моя лайка «подняла голову». У лаечников это значительный момент в подготовке молодой собаки. Первая встреча с белкой произошла как всегда неожиданно. Мы собирали малину, в том же районе, где натаскивал. Она громко с привизгом взлаяла  метрах в ста. Прибежав, увидел мелькнувшую вверх по стволу белку. Погонять ее не удалось, хотя  деревья были не толстые и хорошо просматривались. Моя лайка оживленно крутилась, слежка была плохая. Сердце колотилось и рвалось из груди. Было радостно, что состоялась встреча с белкой. Надо было продолжать наращивать умение лайки находить белку и не терять ее. Но белки было мало. За первую осень Иня нашла 5 белок и 3 котов. Погонять белок основательней не получалось. Белки быстро уходили в крону высоких сосен, и выстучать топором их не удавалось. Там же на ягодниках моя собака подняла капалуху и преследовала ее, пока видела. Поздней осенью познакомил с выстрелом. Следующее лето методически продолжил тренировать ее на прежнем участке. Часа за 2-3 находила одну белку, реже две, но чаще были пустые походы. Лайка целенаправленно искала белку, на голос была скуповата, при обнаружении белки сильно горячилась и часто теряла визуальный контакт со зверьком, но при малейшем движении белки выправлялась. Отработать слежку так и не получалось.
В августе 2017 года повез свою лайку для получения диплома за тысячу километров в район Сургута. Испытания проводились в старом кедровом бору. Белки было много. В легких условиях моя лайка обнаружила 9 белок с точными указаниями. Слежка, конечно, была прежней, вина моя. Этот элемент работы не наследственный, а благоприобретенный. Эксперты твердо уперлись в букву закона и оценили работу моей лайки только на диплом III степени. Я с этим не согласился, но, что я мог поделать. На состязания на следующий день свою собаку выставлять не стал, ибо найди она хоть в два раза больше белок, слежка ее не измениться. В том же году моя лайка участвовала в Ревдинских испытаниях лаек, за отведенное время нашла 3 белки и была оценена на диплом II степени. Тогда в экспертной комиссии было много уральских экспертов, не думаю, что все меня боготворили, но они единогласно слежку моей собаки оценили вполне приличной. На недавно прошедших испытаниях я просил членов комиссии более тщательно посмотреть на элемент «слежка» испытуемой лайки. И опять «слежку» нашли приличной. Хотелось бы видеть единый взгляд экспертов на данный элемент.
Меня молодые друзья поздравили, говорят - повезло мне с лайкой. На это я им рассказываю анекдот про старого еврея, который славился приготовлением хорошего чая «… не жалейте заварки!». Я же говорю – натаскивайте! Так что, все в ваших руках. Чтобы поставить лайку по белке достаточно не лениться. 3-х часовая прогулка по лесу, никакого ружья, топор в рюкзаке – и успех близок.
Но я вижу проблему. Проблему поднятия классности лайки. Она не в подготовке собаки в лесу, а в получении ей диплома. Натаскать лайку в лесу легче, чем заработать диплом. Почему так? Во-первых, замечено, что белки вообще стало меньше, чем было 30-50 лет назад, да и даже в соседних регионах бескрайних просторов нашей Родины плотность белки разная, поэтому не все лайки успевают за один час найти 2 и более зверьков, для получения диплома. Во-вторых, проведение испытаний по белке стало редким событием большого кинологического значения. Многие кинологи (если они есть) областных и краевых обществ охотников функции организаторов мероприятий поменяли на функции контрольного или даже карательного органа.  За количеством и качеством проводимых испытаний в течение одного года кинологи не несут ответственности. Радивых же не поощряют, не хвалят, ленивых не ругают. Значительно проще проводить испытания на ИТС, ведь за один день можно провести значительное количество лаек.
Прежде в своих публикациях, я робко высказывал мнение о необходимости частичного изменения правил испытаний лаек по белке. А именно начинать дипломирование на III степень с одной обнаруженной белки. Скажите, почему по глухарю, по одной работе, лайка может заработать диплом любой степени, вплоть до первой? Чего не хватает для расценки по белке на III степень, если белка найдена, все элементы работы на лицо, зверек на виду, а судейская комиссия состоит из трех экспертов? Неужели три специалиста не могут оценить работу лайки, ведь она (работа) видна как на ладони? К тому же, следует отметить, что легко проверить натаскана лайка по белке или нет. Значительно легче, нежели по другим видам. поэтому лайка с ложным, липовым дипломом по белке встречается редко.
Я предлагаю:
1. дипломирование начинать с работы лайки по одной белке (не выше III степени);
2. возобновить и всячески поддерживать испытания и состязания по пушному зверьку (белка, куница, соболь);
3.  испытания по пушному зверьку должны быть общедоступными, как по цене, так и по срокам и месту проведения;
4. пропагандировать достижения владельцев лаек работающих по белке.
Иначе, существующие трудности получения дипломов по пушному зверю могут отпугнуть, да и зачастую отпугивают владельцев лаек натаскивать своих собак, а затем и выставлять их на испытания. Так как путь от натаски до диплома иной раз измеряется годами и сотнями километров.

С уважением,
эксперт Всероссийской категории Григорий Насыров.
              г.Екатеринбург                                                                                                   16 октября 2018 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

    ПОЕЗДКА КОМАНДЫ  СВЕРДЛОВСКОЙ СЕКЦИИ ЛАЕК  НА 9-Е ОТКРЫТЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ  СОСТЯЗАНИЯ ЛАЕК ПО БЕЛКЕ  "ЮГРА-2021". ЧАСТЬ II. Наст...