понедельник, 18 марта 2019 г.



Байка вторая.

И не уткогусь и не гусеутка.


    Прежде чем рассказать следующий случай из жизни наших предшественников я представлю людей задействованных в рассказе. После Октябрьской революции из Петрограда было сослано много интеллигенции в Екатеринбург. В числе сосланных было много охотников, любителей охотничьих собак, да и просто природы, таких как горный инженер, Сергей Николаевич Остроухов. Он был любителем островных легавых, делегатом от Урала на Первом Всесоюзном съезде кинологов. Остроухов внес огромный вклад в подготовке экспертов Урала. Еще один неутомимый охотник – Глинский, первым завез на Урал англо-русских гончих. Был среди охотников Урала и сосланный из Питера капитан императорского прогулочного корабля Соловьев.


Фотография примерно 1920-25 годов. Слева направо: Андреев, Суханов Ф.П., Соловьев, Глинский А.Г., Сарафанов А.М., Демидов Г.И.  Лайки предположительно: черно-пегий Валяп Демидова 1922 г.р., в середине Красавчик УралОхотСоюза 1916 г.р. происходил от Щербаковских лаек.  

  Еще один любитель охоты с лайкой (держал и участвовал в выставках и испытаниях) анархист Жебенев. Он, рассказывал В.И. Петухов, всегда носил воинскую шинель, на боку болталась кобура, жил в центре Екатеринбурга, на ул.Гоголя. В поведении присутствовала некая экстравагантность,  из образа однопартийцев не выходил. Было у него следующее чудачество. Приглашенного гостя любил усаживать за накрытый стол, а затем, приговаривая «вот и моя хозяюшка идет» за спиной гостя открывал дверь в соседнюю комнату. Гость сидел и ждал появления хозяйки квартиры, а вместо этого неожиданно на плечо ему ложилось нечто тяжелое. Обернувшись, он лицом к морде сталкивался с головой медведя. Зверь жил у Жебенева и был приучен подкармливаться со стола. Как реагировали гости, я думаю, вы догадываетесь. Но я отвлекся, добавлю лишь, что позже Жебенев сгинул в Ярославской тюрьме.

   Судьба наших предшественников первой половины 20 века всецело переплелась с судьбой страны. Революция, НЭП, индустриализация, вал репрессий невинных людей и наконец, Великая отечественная война. Вот на фоне этих событий энтузиасты охотничьих собак занимались любимым делом. Среди интеллигентных семей, составляющих научную элиту города, были Клеры, Шлезингер В.Н. Последний увлекался естественными науками, в частности биологией, жил в своем доме на ВИЗе. Помимо прочего писал стихи, у себя во дворе организовал небольшой зоопарк и содержал в нем всяких диких птиц и животных, занимался одновременно научной и преподавательской деятельностью. И наконец, он курировал городской зоопарк и предлагал организовать в нем питомник лаек. Известный кинолог Николай Борисович Полузадов рассказывал, как он в детские годы уходил пораньше в школу и, доходя до дома Шлезингера подолгу висел на заборе разглядывая диких зверей и подкармливая их.


Шлезингер Валерий Николаевич

   В 20-30-е годы собаководство в Свердловске бурно развивалось. Г.И. Демидов в своих трудах писал, что собаководство наиболее успешно продвинулось вперед именно в эти годы. Объединяющим звеном был замечательный журнал «Уральский охотник», где печатались известные биологи, натуралисты, писатели и простые охотники. Достаточно сказать, что в журнале отметились такие известные люди как Смельницкий, Ширинский-Шихматов, Сенкевич, Бутурлин… Наряду с именитыми авторами были и начинающие авторы из охотников, например Никита Федоров, владелец известного тогда Сомко из Таватуя.


Выставка Уральских лаек на Свердловском ипподроме 01.10.1926 г. 
Сокол Серовикова А.А., Сарафанов А.М. с Цапкой, Серко Осколкова К.П., 
Велко Н-ского полка, Сомко и Остяк Н.Л.Федорова.

   Павел Федорович Тарханеев вспоминал, что у них в семье принято было называть дорогу, соединяющую Таватуй с Екатеринбургом «Сметанная дорога». Видимо потому что по этой дороге везли в город сметану, творог, масло. В том числе возил свой товар и Н.Федоров. «Уральский охотник» поместил на своих страницах его бесхитростный рассказ «Пара лосей». Подобным образом журнал объединял воедино знание людей с научным подходом к собаководству с опытом и приемами охоты с собакой охотников-практиков.
   Одним из заядлых практиков охоты с лайкой был егерь Шитовского кардона Силантьев Василий Степанович. Он был молод, энергичен, принимал активное участие в полевых испытаниях и выставках охотничьих собак, успевал охотиться с лайкой Тундрой и поставить своего английского сеттера.
   Как-то в своем хозяйстве он завел пару гусей и пару уток. Ближе к весне селезень попал в хлеву под копыта Буренки. Пришлось селезня зарезать, а утка осталась одна с гусями. С приходом тепла, гусиха, как и положено села парить яйца. А утка и гусь остались наедине. Они целыми днями плавали за огородом в весенней луже, тогда Василий Степанович заметил, что гусь оказывает знаки внимания утке. Приосанившись, гусь плавал вокруг утки и делал глубокие поклоны, опуская голову к воде. Утка же, как выброшенная тряпка прижалась к воде и притихла, втянув голову. Гусь начал нежно придавливать утку клювом и затем легко взобрался на нее. Через некоторое время гусь свалился на бок о огласил окрест пруда победным криком. И подобное стало повторяться, как закономерность. Понаблюдав эту картину, хозяин начал ежедневно собирать яйца утки и когда количество их достигло нормы, посадил утку парить яйца. А три яйца, которые показались ему излишними, подложил дикой кряковой утке. Так будет вернее, подумал он.  Опыт должен быть чистым. «Селекционер» при встречах с друзьями по охоте оживленно рассказывал о своем опыте по выведению новой домашней птицы. Но только он не решил, как будет называться потомство утки и гуся. Уткогусь или гусеутка. Друзья посоветовали подойти к этому вопросу научно и обратиться к Шлезингеру.


Василий Степанович Силантьев с лайкой Тундрой. Страстный охотник с лайкой.

   Шлезингер, выслушав Силантьева, объяснил, что это невежество таким путем выводить новые породы. Рассказал, что существует порог препятствующий скрещиванию видов, об их несовместимости. Генетическая наука еще тогда не дошла до количественной зависимости от хромосом и т.д. Шлезингер попутно прочитал экспромт-лекцию по генетике, для примера разобрал не правильную практику среди охотников, которые не знают от кого происходит его лайка, а так же игнорируют выставки собак, считая важным «лишь бы в лесу работала». Разъяснил, что крайне невежественно сводить суку при одной течке с разными кобелями. С тех пор лаечники охотники начали при союзах охотников вести родовой учет своих лаек, и с первой выставки 1925 года повели разведение лаек с родословной.
   Таким образом, несостоявшийся гибрид гуся и утки помог угорским лайкам сохранить свое лицо.
   П.С. С началом Второй Мировой войны Василий Степанович Силантьев был призван в действующую армию. Уже в далекое от нас и от рассказа время я разыскал сестру Василия Степановича женщину преклонных лет, жившую на ул.Восточная. Она подарила мне три ценные фотографии, на двух из них В.С.Силантьев. Сообщила, что с фронта их семья не получила от него ни одного письма. Сказала, что много лет после войны ее разыскивала молодая женщина, она разыскивала отца, которого не знала, не помнила…

© www.laikazsl.blogspot.com Насыров Григорий, г.Екатеринбург, март 2019 г.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

    ПОЕЗДКА КОМАНДЫ  СВЕРДЛОВСКОЙ СЕКЦИИ ЛАЕК  НА 9-Е ОТКРЫТЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ  СОСТЯЗАНИЯ ЛАЕК ПО БЕЛКЕ  "ЮГРА-2021". ЧАСТЬ II. Наст...